История ЗНУИ

Отрывок из х/ф "Серафим Полубес и другие жители Земли" (1983г.)

Заочный народный университет искусств – редкое, уникальное образовательное учреждение, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, – доказало свою нужность и востребованность, как в тяжёлые времена, так и в годы относительного благополучия. Подлинно народный, органично связанный со всеми регионами страны, ЗНУИ занимает важное место в общественной жизни России.

Свою историю Народный университет ведёт с 1934 года. Идея заочного обучения различным видам искусства волновала умы творческой интеллигенции первой половины прошлого века. В 1920-30-е годы в стране был бум самодеятельного творчества. В те годы центром развития любительского искусства стал Центральный дом народного творчества им. Н.К.Крупской (организован в 1915 году, ныне Государственный Российский Дом Народного творчества), объединивший вокруг себя крупнейших деятелей культуры и педагогов. При содействии признанных авторитетов, Заслуженных деятелей искусств И. Бродского, К. Юона и известных художников, занятых педагогической деятельностью И. Машкова, И. Грабаря, С. Герасимова, К. Петрова-Водкина, Р. Фалька, Б. Иогансона, здесь были созданы единственные в мире заочные курсы для всех желающих учиться рисовать.
Школу ЗНУИ прошли тысячи талантливых людей. Наших выпускников можно найти в любой точке мира. И сегодня Народный Университет продолжает открывать новые имена в искусстве XXI века.



 «Существует в Москве такое учебное заведение, специально для любителей искусства
Заочный Народный Университет Искусств.
Он делает благородное и очень нужное дело».
«О самом главном». Б. Иогансон


   Это уникальное образовательное учреждение было новаторским в годы его создания и продолжает оставаться инновационным даже после 85 лет успешной работы. Концепция обучения как воспитание гармоничной личности, идея непрерывного образования — все эти передовые тенденции мировых современных социальных технологий ЗНУИ воплощает в своей ежедневной деятельности уже девятый десяток лет.
Секрет долгожительства ЗНУИ заключается в самой идее о доступном образовании для всего народа, которая витала среди просвещенных художников с конца XIX века, и которая впоследствии дала толчок для рождения Университета для народа.
Профессиональное развитие, активная политическая и социальная позиция, соблюдение законов и общественного порядка — всё, чего ждет государство от своих граждан, возможно только в том случае, если человек не замкнут в узком эгоистическом мирке повседневности, если его интересы многосторонние и разнообразные. Развитие личности независимо от возраста и исходного социального статуса, освоение культурного наследия человечества всеми членами общества, и как результат сохранение и реализация индивидуального творческого потенциала — такова задача социальной политики, реализуемой в развитых странах. И именно эту задачу решает Заочный народный университет искусств.
ЗНУИ — не только первое, но и до сих пор наиболее масштабное учреждение такого рода. В самом деле, охват аудитории университета беспрецедентен — это вся страна, сотни миллионов человек. А окончивших знаменитый ЗНУИ — тысячи, десятки тысяч. Часть выпускников университета стала мировыми знаменитостями. А те, кто не поднялся до таких высот, всё-таки поднялся над собой, а значит, сделал чуть светлее мир вокруг себя. Прародителем Заочного народного университета искусств считается Государственный Российский Дом Народного творчества (прим. ГРДНТ).
Идея нынешнего ГРДНТ — масштабная культурно-просветительская деятельность среди самых широких социальных слоёв, без ограничений по возрасту и образованию, но, как правило, среди наименее социально-защищённых категорий населения. Этот замысел зрел в среде творческой интеллигенции еще в XIX веке. «Зерно» будущего ГРДНТ оформилось в 1915 году. Позже, в 1934 году, при Центральном доме народного творчества имени Н.К. Крупской (такое название получил будущий ГРДНТ после революции) организуются заочные курсы для всех желающих учиться рисовать.
В 20-30-е годы молодое государство захлестнула волна самодеятельного творчества. Кстати, как покажет дальнейшая история страны, эпохи социальных переломов всегда сопровождаются бурным развитием художественной и в целом творческой активности населения. Если учесть необъятность страны при крайне низком развитии её инфраструктуры, станет очевидным, что по тем временам невозможно было никаким иным образом оказать деятельную помощь самодеятельным художникам, живущим вдали от каких бы то ни было культурных центров. Таким образом, эта актуальная и благородная, по-настоящему просветительская идея была воплощена единственно возможным — и, как оказалась, наиболее эффективным и подходящим способом.
Вспомним, что к началу 20 века искусство в России занимало уникальное положение. Творцы в самом широком смысле, деятели культуры были подлинными властителями дум. Общественное значение сегодняшнего художника отличается от значения художника 19 века настолько же, насколько значение опереточного графа от владетельного средневекового сеньора, вольного казнить и миловать, устанавливать законы и отменять их. В XIX -  начале XX вв. новая картина приводила в волнение всё общество, она могла вызвать серьёзные споры и обсуждения, несла «социальный заряд». Соответственно и художник приравнивался если не к пророку, то к общественному деятелю. А разбуженный творческий потенциал масс требовал выхода не только в работе и политической активности, но и в художественной практике.
Даже сегодня непросто приехать из Сибири в Москву и поступить, например, в консерваторию или в Суриковское училище. Что уж говорить о предвоенных годах. И дело не только в проблемах с транспортом или размещением в столице.
Вспомним: ведь тогда семьи были большими, прокормиться было нелегко, а человек после тяжёлой работы возвращался в крайне неустроенный быт, в тесные коммуналки или бараки, лишённые элементарных удобств, к примеру, отопления или водоснабжения. На студенческую стипендию и одному человеку едва возможно прожить, а ведь надо ещё младших братьев, сестёр «поднимать». Да что и говорить о высшем образовании, когда и школы-семилетки были только в крупных поселениях, и ученики в них ходили пешком за несколько километров. Государство еще только ставило задачу всеобщего среднего образования. На те же суровые годы приходятся и важнейшие вехи нашей драматичной истории: коллективизация, индустриализация. Впереди маячила мировая война.
А вспомним и материальный уровень того времени! Фотоаппарат, велосипед, патефон, часы считались признаками невероятного богатства. Отрезками ткани награждались передовики производства, стахановцы. Краски, холсты тоже были недешёвые и продавались не в каждом городке. И тем не менее энтузиазм обучающих и обучающихся оказался сильнее любых препон и преград. Задача всестороннего развития личности всех трудящихся — и колхозников, и рабочих, и советских служащих воплощалась в жизнь неуклонно, и, возможно, даже более рьяно, чем узкоспециальные экономические задачи. Тогда люди не только «отдавали детей в кружки», но и сами эти кружки организовывали. Не только ребята, но и взрослые с удовольствием самостоятельно планировали свой досуг как приобщение к культуре, освоение непривычных знаний и навыков.
Государство всецело поддерживало эти начинания. Профсоюзы выделяли билеты передовикам в театры и музеи, страна покрывалась сетью клубов и дворцов культуры, в которых возникали и развивались любительские театры, ансамбли народного танца, самодеятельные оркестры, поэтические студии и, конечно, объединения художников. Страна стремительно индустриализовывалась, и на всех предприятиях были “Красные уголки», «Доски почёта», «Экраны социалистического соревнования». А значит, везде требовались сотни шрифтовиков, художников-оформителей, руководителей кружков... И, несмотря на материальную скудость, самодеятельных художников, актёров, певцов всегда снабжали соответствующей литературой и учебными пособиями.
На пространстве СССР Заочный народный университет искусств был уникальным, можно сказать, волшебным местом, куда можно было попасть учиться без вступительных экзаменов, без справок о законченном среднем образовании, находясь при этом в любой Тмутаракани, хоть в армии, хоть в лагерном заключении.
Да, ЗНУИ было платным учреждением, но плата была мизерной, доступной всем, даже небогатым колхозникам. При этом учащийся получал индивидуальные письменные консультации своего педагога, что при массовом очном обучении далеко не всегда возможно. То есть обучение проходило «из рук в руки», «из уст в уста», самым проверенным и надёжным способом.
Образовательная цепочка «мастер-ученик», свойственная прежде всего народному искусству, в профессиональной деятельности считается самой дорогой. И именно эта цепочка работает в ЗНУИ, только распространена на гигантские масштабы.
Такое эпистолярное взаимодействие учителя и ученика можно признать абсолютно уникальным. Очевидно, что жёсткие рамки, необходимые для обучения подготовленных студентов, никогда не смогут одинаково эффективно «работать» при взаимодействии со столь разной аудиторией, какая возможна только в ЗНУИ. Тут и бабушка, помнящая войну, и подросток-инвалид, и осуждённый на длительный срок преступник с двумя классами образования, и доктор наук, и тот, кто знаком с искусством по паре открыток, и работник телевидения с гигантским практическим опытом, но желающий повысить свою квалификацию. Собеседник, врач-психотерапевт, друг, оппонент, представитель властей, верховный судья, в общем, что называется, «и царь, и Бог, и воинский начальник» — всем мог быть и всем был педагог ЗНУИ для своего студента.
Подчас переписка мастера и ученика представляет не меньший интерес, чем работы, появившиеся вследствие этого взаимодействия. И зачастую связь с небезразличным к тебе человеком становилась для ученика очень и очень важной. Уже вроде и обучение закончилось, а бывшие ученики все пишут и пишут — не хотят оставаться без учителя и друга, и так иногда срастутся душами, что переписка тянется годами.
Ведь студентами Университета во все времена были взрослые, сформировавшиеся люди со своим устойчивым мировоззрением и ценностной системой, менее гибкие и податливые, чем дети. Зато, с другой стороны, не редкость, среди учеников ЗНУИ люди особого психологического склада, не терпящие резкого вмешательства или высокомерного тона.
Да что говорить, практически каждый студент Университета нуждается в особом подходе — и получает его. В ЗНУИ за долгие годы работы сформировалась особая, доброжелательная и тёплая атмосфера, которая притягивает к себе людей и помогает даже самым застенчивым находить свои темы, свой стиль. Конечно, для кого-то, обучение в ЗНУИ — ступенька для дальнейшего роста, а для кого-то «пик карьеры», но и те и другие любят и помнят своих учителей.
С момента своего создания Заочный народный университет искусств привлекал множество людей самого разного социального, имущественного и образовательного статуса. Разумеется, его популярность то нарастала, то немного снижалась, но стены ЗНУИ никогда не пустовали: занятия в университете не прекращались даже во время Великой Отечественной войны. Точнее, тогда будущий ЗНУИ работал в режиме заочных курсов и получил свой нынешний статус Университета в 1960 году. К тому времени ЗНУИ стал по-настоящему знаменит и необыкновенно популярен. Бывали годы, когда количество учащихся доходило до 18 тысяч, а число отделений превышало 40.
Таким образом, за 85-летнюю историю своего активного существования университет накопил богатейшие фонды. Это позволяет ЗНУИ не только организовывать масштабные выставки, но и участвовать в создании музеев. Так, именно фонды Университета легли в основу первого в стране Музея самодеятельного творчества народов РСФСР в Суздале.
Когда в годы перестройки власти, казалось, на волне «демократии» забыли о самом народном Университете, ЗНУИ оказался в тяжелейшем положении. Коллекциям грозила гибель. Только благодаря энтузиазму педагогов, сотрудников ЗНУИ удалось уберечь богатейшие коллекции. И сегодня спасённые шедевры представляют нашу страну на международных выставках, становятся гордостью новых музеев как у нас в стране, так и в ближнем и дальнем зарубежье.
Университет подарил многим творцам из народа мировое признание. Казалось бы, отличный повод почивать на лаврах. Но основным своим призванием энтузиасты из ЗНУИ по-прежнему считают педагогическую деятельность. Станут ли их подопечные всемирно известны или продолжат творить только для себя — неважно, куда важнее не прервать тонкую нить, связывающую одного человека со всем культурным богатством человечества.

Валентина Владимировна Метальникова,
Научный сотрудник Российского института культурологии,
искусствовед.

НАИВНОЕ ИСКУССТВО

   Творчество наивных художников является современным наследником тысячелетнего русского фольклора. Именно их творчество так прославило наш Университет, и показало, что самые простые люди: штукатуры, печники, домохозяйки, дворники, педагоги, бухгалтеры могут быть талантливыми самобытными художниками. Их творчество начинается с удивления, восторга, а результат его всегда неожиданный. Наивные картины этих художников свидетельствуют о том, что возможно творчество без надлежащей подготовки, но оно невозможно без таланта. Наивное искусство притягательно собственным самобытным взглядом на мир. Дело в том, что явление это существовало всегда, но особый интерес к нему возник в XX веке. В картинах наивных художников недостаёт многих необходимых азов профессионального искусства: анатомии фигур, светотени, объёма предметов, перспективы и т.д. Всё у них неправильно нарисовано, условно, “примитивно”, как в узорах крестьянского рукоделия. Зато радует глаз: яркость чистых красок, праздничная свежесть, заразительная уверенность, своё особое отношение к окружающему миру. Очень часто эти люди приходят к творчеству во второй половине своей жизни. Склонность к искусству, к творчеству постепенно вызревало в них. Здесь часто бывает юность и лёгкость творческого почерка в сочетании с мудростью и опытом мудрого человека.
Очень часто эти умудрённые люди пережили личную драму, болезнь, неудачи. И занятие творчеством помогало им выжить, дало вторую молодость. Мы много говорим об охране природной среды, но культура не в меньшей степени, чем природа, нуждается в защите от безликости, однообразия, равнодушия и бездарности.

Р.П. Тер-Саакова,
педагог ЗНУИ, искусствовед.

Ещё о ЗНУИ: