Как все начиналось
История университета начинается с 1934 года, когда при Центральном доме народного творчества им. Н. К. Крупской организуются заочные курсы для всех желающих научиться рисовать. Идея заочного обучения уже тогда витала в воздухе. 20-30-е годы в СССР стали буквально бумом самодеятельного творчества.
Занятия не прекращались и во время Великой Отечественной войны, а после войны были открыты театральный и фото-видео факультеты. В 1960 году курсы были переименованы в Государственный Заочный народный университет искусств. Он пользовался огромной популярностью. Количество учащихся доходило до 18 тысяч.
За семидесятилетнюю историю своего существования университет накопил богатейшие фонды, что позволяет не только организовывать выставки, но и участвовать в создании музеев. В частности, с использованием этих фондов в Суздале был создан первый в стране Музей самодеятельного творчества народов РСФСР.
Педагоги, которые остались в истории
Первыми приняли участие в создание учебного заведения педагоги-энтузиасты: Ф. Гоцук, О. Лозан, Ф. Рогинский, Г. Назаревская, Е. Потехина и др. Учащиеся присылали ним работы, выполненные по учебным заданиям, а они, в свою очередь, давали им письменные консультации.
Постепенно, при содействии известных художников К. Юона,И Машкова, А.Осьмеркина, Б. Яковлева, Г. Ряжского методику преподавания усовершенствовали: разовые консультации уступили место последовательному учебному процессу. Помогали этому начинанию и такие признанные авторитеты: И. Грабарь, С. Герасимов, К. Петров-Водкин, Б. Иогансон, Р. Фальк.
Приходилось учитывать, что учащимися были взрослые, сформировавшиеся люди, менее гибкие и податливые, чем дети. Среди них встречались люди с отклонениями психики и заключенные, которые тем более нуждались в особом подходе, не терпящем резкого вмешательства или высокомерного тона.
Цвет советского изобразительного искусства, стоящий у истоков новой, поистине всеохватывающей формы обучения, дал впоследствии прекрасные и во многом неожиданные результаты.
На всех наиболее значительных выставках самодеятельных художников, с успехом проходивших и у нас и за рубежом, тон обычно задавали именно учащиеся народного университета. Штукатур П. Леонов, домохозяйка А. Тяпкина, печник И. Селиванов, столяр С. Степанов, пенсионеры Э. Мильтс и Н. Ржевский оказались замечательными художниками, и, быть может, неожиданно для себя, все они добились всеобщего признания. О них написаны статьи и даже книги, сняты фильмы, в журналах напечатаны репродукции их картин и, наконец, они заняли достойное место во Всемирной энциклопедии наивного искусства.
Главное богатство – это традиции, огромный и уникальный педагогический опыт, собственная оригинальная методика обучения с ее особой индивидуально-доверительной формой отношений между учителем и учеником.